Прививки первого года жизни - Детская поликлиника №3

Прививки первого года жизни

Сегодня вопрос вакцинации вызывает споры до хрипоты и иногда первой крови. Почему? Почему мамы, заметим, привитые в свое время без согласия и защищенные от страшных болезней, готовы рисковать здоровьем и жизнями своих детей? На что опирается мнение, что прививки ребенку не нужны и опасны?

Отвечу: на банальное незнание, отсутствие понимания механизма иммунной защиты и пропаганду длительного грудного вскармливания.

Иммунитет ребенка: что нужно знать?

Как формируется иммунитет любого человека:

  • вирус или бактерия попадает в организм;
  • иммунная система реагирует на возбудитель выработкой антител специфического свойства;
  • даже если человек болеет снова, заболевание протекает в легкой форме.

Механизм формирования иммунитета одинаков для детей и взрослых. Но состояние иммунной системы разное. Если взрослый может перенести пневмонию на ногах, ребенок от нее может умереть. Особенно если ему нет и года.

Итак, что необходимо для надежной защиты малыша от инфекций и вирусов, уносящих жизни и приводящих к инвалидности? Правильно, эти самые вирусы и инфекции. Вакцина представляет собой штамм бактерии, искусственно ослабленный до нужных пределов.

Иногда в состав входят даже мертвые микроорганизмы. Обычно такие прививки платные. Уточняйте у педиатра. Реакция на них намного слабее, а антитела все же вырабатываются.

Почему нельзя обойтись грудным молоком? Разве оно не защищает ребенка?

Бытует мнение, что в грудном молоке содержатся антитела к болезням, которыми переболела мать. Именно им доверяют иммунную защиту малыша. Однако мамины иммуноглобулины перерабатываются в организме младенца и выводятся без остатка.

Говорить о какой-то защите можно в первые месяцы жизни. Но и эта защита малоэффективна. Все таки для нормального функционирования организма требуется запустить собственную иммунную систему.

К тому же, существует значительный риск заражения новорожденного туберкулезом и гепатитом В еще в роддоме. Подхватить страшные болезни малыш может и от матери во время родов. Именно поэтому детям сразу предлагают сделать прививки, и я рекомендую, как и все врачи, соглашаться, а не выдумывать анти медицинские факты.

Внимание! Грудное молоко – не панацея от болезней! Тем более, оно не защитит вашего малыша от коклюша, кори, туберкулеза, и пневмонии с менингитом, которые могут стать последствия вашей безответственности!

Какие прививки положено делать в первый год жизни?

Прививки первого года следуют одна за другой, с интервалом в две недели-месяц. Обычно это пугает родителей. Но именно такой порядок является эффективной профилактикой серьезных заболеваний. Вакцинацию необходимо повторить и завершить, в противном случае ваш ребенок будет в опасности.

Уже в 2013 году наблюдались вспышки давно забытых болезней, таких как коклюш и корь. Это прямое следствие отказа от вакцинации. Будьте бдительными и заботливыми родителями, делайте своим детям прививки.

Итак, за первый год жизни ребенку сделают прививки против следующих болезней:

  • туберкулез (в роддоме);
  • гепатит В (в роддоме, в месяц, в шесть месяцев);
  • полиомиелит и АКДС (столбняк, дифтерия, коклюш) – в три, четыре-пять и шесть месяцев;
  • корь, краснуха, паротит – в год.

На этом вакцинация не заканчивается. Для стойкого иммунитета потребуется повторение нескольких прививок в соответствии с медицинским календарем. Последнюю прививку детям делают в возрасте 14 лет. Правда, после года интервалы будут намного больше.

Противопоказания к прививкам

Когда нельзя делать прививку ребенку:

  • недоношенность с весом при рождении менее 2 кг является противопоказанием для первой прививки от туберкулеза;
  • состояния первичного иммунодефицита исключают вакцинацию;
  • судороги и заболевания нервной системы несовместимы с выполнением АКДС;
  • аллергические реакции на антибиотики и белок куриного яйца – абсолютные противопоказания;
  • острые инфекции и периоды обострения хронических заболеваний;
  • осложнения при проведении вакцинации ранее.

Не делают прививку в период простуды, а также активного роста зубов. Любые инфекционные и вирусные заболевания отодвигают очередную вакцинацию минимум на месяц.

Помните, что все почти все прививки имеют побочные эффекты, например, в виде повышенной температуры. В пределах оговоренной врачом нормы это является положительной реакцией иммунитета на возбудителей инфекций.

Если ребенок переносит прививки плохо, следует проконсультироваться с врачом по следующим вопросам:

  • пересмотр графика вакцинации – некоторые прививки можно отодвинуть, чтобы облегчить детскому организму задачу;
  • замена стандартных инъекций на щадящие препараты – обычно вторые платные, но переносятся легче. Так, в вакцине могут содержаться мертвые клетки вируса или бактерий. Иммунитет все равно реагирует на них выработкой антител, однако последствия таких прививок намного мягче.

Делать прививки или нет, решают только родители. Вы должны взвесить все возможные риски и сделать собственные выводы. Ведь отвечать за последствия придется тоже вам. Сегодня слишком часто встречаются сообщения о тяжелых поражениях мозга, нервной системы и всего организма у не привитых детей. Возможными последствиями отказа от вакцинации являются не только эпидемии и причинение вреда здоровью окружающих, но и жизни ваших малышей.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Нужно ли делать прививки детям?

Сегодня каждая молодая или будущая мама задается вопросом: “Нужно ли делать прививки ребенку или лучше от них отказаться?” Интернет переполнен информацией по этому вопросу, причем ответы на него резко противоположные. Как же разобраться, кто прав?

Одни выступают за обязательное прививание всех детей, другие – против всех вакцин и вмешательств в развитие собственного иммунитета ребенка. Выступающие «против» приводят страшные примеры осложнений, наступивших после прививок. Те кто «за» пугают ужасными случаями заболеваний непривитых малышей.

Раньше профилактические прививки в детском возрасте были обязательными, и никто не задумывался, стоит их делать или нет. Все были уверены в их необходимости и в том, что они защитят ребенка от тяжелых и серьезных болезней. Сегодня такой выбор есть, но прежде, чем слепо верить врачам, твердящим о необходимости вакцинации, или подруге/соседке, у которой дочка подруги троюродной сестры якобы получила какие-то осложнения после прививки, нужно беспристрастно разобраться во всех «за» и «против».

Иммунитет ребенка. Как он формируется и развивается?

Прежде, чем решать, делать прививки ребенку или отказаться от них, нужно разобраться, а что же такое «иммунитет» и как он работает?

Иммунитет – это защитная функция организма, позволяющая избавляться от всех чужеродных микробов и вирусов, поступающих извне.

Иммунитет бывает врожденным и адаптивным. Врожденный передается по наследству от родителей и формируется еще в утробе матери. Он обеспечивает невосприимчивость организма к определенным вирусам. Именно поэтому некоторые люди, например, никогда не болели ветрянкой, даже после контакта с больными. При этом стойкость к вирусам может быть абсолютной или относительной. В первом случае человек не может заразиться ни при каких условиях, а во втором заражение может наступить, если организм ослаблен.

Адаптивный иммунитет не передается по наследству, а формируется в течение всей жизни. Иммунная система учиться защищать организм от тех или иных вирусов.

После того, как вирус попадает в организм, он распознается иммунным механизмом, определяются его слабые места, и начинается выработка антител. Они быстро размножаются и побеждают вирус. Несколько таких антител остаются в организме до конца жизни. Это так называемые «клетки памяти». Если этот вирус опять попадет в организм, антитела начнут мгновенно размножаться и уничтожат вирус. Человек не заболевает повторно. Однако, если организм ослаблен, то возможность заболеть есть, но в легкой форме.

Одним из главных аргументов противников прививок является высказывание, что у ребенка от рождения есть иммунитет, а химическое вмешательство (вакцинация) разрушает его. Они отчасти правы, врожденный иммунитет действительно есть. Однако вакцинация как раз таки направлена на формирование адаптивного иммунитета, и никак не влияет на врожденный. Разобравшись в принципе работы иммунной системы, можно смело этот аргумент вычеркивать.

Как работают прививки?

Прививки бывают живыми и инактивированными. В первом случае в организм вводится ослабленный живой вирус. Их вводят подкожно или в виде капель перорально или интраназально. Примером таких прививок являются: БЦЖ, от ветряной и натуральной оспы, кори, краснухи, свинки. При инактивированной прививке в организм вводят уже разрушенные вирусы.

Попадая в организм, ослабленный или разрушенный вирус сразу же определяется иммунной системой, и начинается производство антител. В результате формируются клетки памяти, которые в будущем и не позволяют нам заболеть.

Осложнения после прививок

К сожалению, осложнения после прививок возможны, поэтому рекомендуется к вакцинации готовиться особенно тщательно.

После введения инактивированных вакцин осложнения практически невозможны, так как вирус уже разрушен и не может вызвать заболеваний.

В случае с живыми вакцинами нужно быть очень внимательными. Суть в том, что после ее введения ребенок переносит заболевание только в очень легкой форме. Это позволяет в будущем избежать тяжелого протекания заболеваний, которые могут привести к страшным последствиям. Например, переболев свинкой, мальчики не редко становятся бесплодными. Но не нужно этого пугаться и тут же бежать делать прививку.

Важно как следует подготовиться. Если ребенок только что перенес ОРВИ или какие-то желудочно-кишечные заболевания, то ни в коем случае нельзя делать живую вакцинацию. Необходимо перенести прививку до полного выздоровления и восстановления.

Календарь прививок для детей до 1 года

АКДС (дифтерия, столбняк и коклюш) — 1я вакцинация

Полиомиелита — 1я вакцинация

Пневмококк — 1я вакцинация

АКДС (дифтерия, столбняк, коклюш) -2я прививка (ревакцинация)

Полиомиелит — 2я прививка (ревакцинация)

Пневмококк — 2я прививка (ревакцинация)

Гемофилия (для детей группы риска) — 1я вакцинация

АКДС — 3я прививка (ревакцинация)

Полиомиелит — 3я прививка (ревакцинация)

Гепатит В — 3я прививка (ревакцинация)

Гемофилия (для детей группы риска) — 2я прививка (ревакцинация)

Возраст Прививка
1-е сутки Гепатит В — 1я вакцинация
1-я неделя БЦЖ (от туберкулеза)
1-й месяц Гепатита В — 2я прививка (ревакцинация)
2 месяца Гепатита В (для детей группы риска) — 3я прививка (ревакцинация)
3 месяца
4 месяца
6 месяцев
12 месяцев Вакцинация от краснухи, кори, свинки

Нужно ли четко следовать календарю прививок?

Люди, выступающие за обязательные прививки, и некоторые врачи говорят о необходимости строго соблюдать календарь прививок. Слепо руководствоваться расписанием не стоит.

Все прививки можно вводить только абсолютно здоровым детям. После простуд или других заболеваний должно пройти достаточно времени, чтобы организм полностью оправился. Если ваш педиатр настаивает на прививке сразу после болезни, вы в праве отказаться или перенести ее. Обязательно посоветуйтесь с другим врачом, если не уверены, что прививку стоит делать именно сейчас.

Касательно ревакцинаций дела обстоят совсем по-другому. Здесь очень важно соблюдать четко обозначенное время между повторными прививками. В противном случае, прививка может оказаться вообще бесполезной.

Зачем нужно делать прививки?

Многие противники обязательной вакцинации детей говорят, что лучше переболеть многими инфекциями именно в детском возрасте (краснуха, ветряная оспа, корь), когда они переносятся значительно легче.

Да, действительно, такие болезни намного легче переносятся в детстве, формы заболевания взрослых более тяжелые. Но, представьте себе ситуацию: вы не привили ребенка от краснухи, и он заболел как раз тогда, когда вы ждете второго ребенка. Что тогда? Для беременных женщин краснуха грозит выкидышем или серьезными нарушениями развития плода.

Вот и ответ, что такие прививки делают детям в основном затем, чтобы обезопасить взрослых.

Стоит также отметить, что прививки не дают 100% гарантию того, что ребенок не заболеет никогда, но она гарантированно позволит перенести заболевание в легкой форме. Кроме того, активная защита организма после некоторых прививок, например, от коклюша, с возрастом снижается. Однако коклюшем опасно болеть именно в возрасте до 4 лет, когда болезнь может грозить малышу пневмонией и разрывом кровеносных сосудов. Для защиты от таких ужасных последствий и вводится вакцина.

Еще один важный аргумент ярых противников вакцинации: «После прививки от гриппа всегда заболеваешь, поэтому прививки только во вред». К сожалению, во многих учебных и государственных заведениях, вакцинация против гриппа проводится уже в разгар эпидемии. В это время делать прививки, конечно же, не стоит. Для выработки антител и борьбой с введенным с вакциной вирусом организму требуется время (около 3-4 недель). Имеет смысл делать такие прививки в начале сентября, а не в октябре, когда вокруг уже все болеют.

Видео доктора Комаровского: Мифы о вакцинации

Подведем итоги

Безусловно, прививки защищают наших детей и нас от тяжелых и серьезных заболеваний, а также возможных осложнений после перенесенной болезни. Тем не менее, не стоит бездумно следовать календарю прививок. Важно ставить вакцину только здоровому ребенку. Если ребенок родился слабым или имеет какие-то врожденные проблемы со здоровьем, проконсультируйтесь по поводу прививок у нескольких специалистов. От введения живых вакцин в этом случае лучше отказаться.

Ответить на вопрос, нужно ли делать обязательные прививки ребенку или стоит отказаться от вакцинации, должна каждая молодая мама. Подойдите к этому вопросу со всей ответственностью, так как именно от вашего решения зависит здоровье и будущее малыша.

Нужно ли детям делать прививки: мнения специалистов со всеми “за” и “против” вакцинации

Родители часто задаются вопросом, надо ли прививать ребенка, или лучше отказаться от вакцинации. Прививки действуют против опасных болезней, которые в ряде случаев заканчиваются инвалидностью. Вакцинация проводится для выработки иммунитета к конкретному заболеванию. Важно правильно оценить, насколько велик риск отказа от инъекции, и понимать, что побочные реакции от вакцинации могут принести меньше вреда, чем последствия самой болезни.

К тому же, отдать малыша в детское дошкольное учреждение без сертификата о сделанных прививках весьма проблематично. К моменту поступления в детский сад желательно сделать все положенные прививки.

Для чего проводится вакцинация, является ли она обязательной?

Иммунитет защищает организм от патологических микробов и вирусов, поступающих извне. Различают врожденный и приобретенный (адаптивный) иммунитет:

  • Врожденный формируется еще в зародышевом состоянии и носит наследственный характер. Он отвечает за невосприимчивость детского организма к конкретному виду вирусов.
  • Адаптивный иммунитет формируется по мере развития ребенка в течение жизни. Иммунная система перестраивается, адаптируется к новым вирусам и защищает от них человека.

Иммунная система распознает попавший в организм вирус, и вырабатываются антитела, которые интенсивно размножаются и поглощают вирусную клетку, убивают ее. После такой борьбы несколько антител сохраняются в организме. Это «клетки памяти», которые мгновенно размножаются и активизируются в случае повторного попадания вируса в кровь. Благодаря «клеткам памяти» ребенок не заболевает второй раз, у него уже выработан адаптивный иммунитет. Вакцинация направлена на формирование у человека приобретенного иммунитета.

Различают живую (вводится ослабленный вирус) и инактивированную (вводится мертвый вирус) вакцины. После обеих процедур запускается механизм развития «клеток памяти», которые в будущем защищают малыша от болезни. При использовании инактивированных вакцин осложнения исключены, т.к. ребенку вводится мертвый вирус. После живых вакцин у малыша возможно развитие легкой формы заболевания, которая позволит в будущем избежать тяжелого протекания болезни.

В советское время детская вакцинация была обязательной, и вопрос выбора не стоял так остро. Сейчас прививки малышам делаются с письменного согласия родителей, и у них есть право отказаться от процедуры. При этом родители берут на ответственность за риски, связанные с вероятностью инфицирования малыша – адаптивный иммунитет к вирусу у ребенка будет отсутствовать.

Перечень прививок для детей разного возраста

Существует календарь прививок, по которому проводят вакцинацию детей (подробнее в статье: календарь прививок для детей от 0 до 14 лет). Однако строгое соблюдение всех сроков не всегда возможно. После перенесенной ребенком простуды должно пройти определенное время, прежде чем педиатр позволит сделать прививку. В связи с этим сроки, обозначенные в календаре, могут варьироваться. Однако если по плану стоит ревакцинация (повторная прививка для закрепления приобретенного иммунитета), то со сроками затягивать не стоит.

Возраст Наименование прививки Порядковый номер вакцинации
1 сутки Гепатит В 1
3-7 день БЦЖ (против туберкулеза) 1
1 месяц Гепатит В 2
3 месяца АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ пневмококковая инфекция 1/ 1/ 1
4 месяца АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ пневмококковая инфекция/ гемофилия (детям из группы риска) (рекомендуем прочитать: какой может быть реакция на прививку АКДС у ребенка?) 2/ 2/ 2/ 1
6 месяцев АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ гепатит В/ гемофилия (детям из группы риска) (рекомендуем прочитать: сколько времени нельзя купать ребенка после прививки АКДС?) 3/ 3/ 3/ 2
12 месяцев Корь, краснуха, паротит 1
6 лет Корь, краснуха, паротит (подробнее в статье: график прививок от кори, краснухи и паротита) 2
7 лет Манту (см. также: альтернатива пробе Манту – Диаскин тест: что это такое?) 2

Особое место занимает ежегодная вакцинация от гриппа, которую можно проводить детям старше 6 месяцев. В разгар эпидемии риск подхватить вирус очень высок, особенно у детей, посещающих садик и школу. Грипп может давать осложнения на внутренние органы и опорно-двигательную систему. Вообще сезонная вакцинация против гриппа является добровольной, но крайне желательной. Сделать эту прививку надо заранее. В разгар эпидемии прививаться уже нет смысла. Когда же врачи рекомендуют делать противогриппозную вакцинацию? Оптимально ввести вакцину за 3-4 недели до начала эпидемии.

Детям, посещающим детские сады и школы, рекомендуется проводить ежегодную вакцинацию против гриппа

Еще один актуальный вопрос – можно ли делать прививку ребенку с незначительными симптомами простуды? Нет, важно прививать только полностью окрепшего малыша после тщательного осмотра педиатром.

Типичные реакции на прививку

После прививки могут возникнуть определенные реакции, которые являются допустимыми: покраснение и опухание места укола, повышение температуры, головная боль, общее недомогание, капризность. Эти симптомы проходят в течение 2-х суток. Наиболее тяжелые побочные проявления отмечаются после вакцинации АКДС: температура может подниматься до 39ºС и держаться до 3 дней. Малышу надо давать жаропонижающие средства (Нурофен, Калпол, свечи Цефекон) и обеспечить ему покой.

Какие препараты можно дать при покраснении и зуде? Лучше всего помогут антигистаминные капли Зиртек, Фенистил, Супрастин.

Аргументы “за” вакцинацию

Прививки защищают детей от многих болезней, от которых нет профилактических препаратов. Вакцинация – единственный возможный способ предотвратить заражение малыша коклюшем, столбняком, полиомиелитом, туберкулезом.

Некоторые прививки дают активную защиту в первые годы после введения вакцины, а потом их действие снижается. Например, адаптивный иммунитет против коклюша исчезает по мере роста ребенка. Однако коклюшем опасно переболеть именно до 4 лет. В этом возрасте болезнь грозит малышу разрывом кровеносных сосудов и тяжелой пневмонией. Только сделанная по плану прививка (в 3, 4 и 6 месяцев) защитит ребенка от страшной инфекции.

Аргументы в пользу вакцинации:

  • формирование адаптивного (приобретенного) иммунитета против возбудителей опасных и смертельных заболеваний;
  • массовые вакцинации позволяют подавлять вспышки вирусных инфекций и не допускать развития эпидемий кори, краснухи, паротита, полиомиелита, туберкулеза, гепатита В и многих других болезней, результатом которых может стать инвалидность ребенка;
  • непривитому ребенку ставятся негласные «преграды» при поступлении в детский сад, поездке в загородный летний лагерь – оформление малыша в любое учреждение, в том числе и в школу, требует наличия сертификата о прививках и карты иммунизации;
  • прививки детям до года и старше делают под контролем медицинского персонала, который несет за это ответственность.

Также важно ставить прививки абсолютно здоровому человеку. После перенесенных ОРВИ следует выдержать интервал в 2 недели и правильно подготовить малыша к введению вакцины. Проводить ревакцинацию (повторную иммунизацию) необходимо в строго установленные сроки. Эти простые правила позволят достигнуть максимального эффекта при минимуме побочных эффектов.

Перед проведением вакцинации необходимо убедиться, что ребенок полностью здоров

Аргументы “против”

Многие родители считают, что новорожденных малышей прививать не нужно, потому что у них уже есть врожденный иммунитет, а химические вакцинные препараты его разрушат. Однако действие профилактических прививок направлено на развитие и укрепление именно адаптивного иммунитета, и они никак не влияют на врожденный. Поэтому понимая принцип работы иммунной системы, можно смело опровергнуть этот аргумент.

Противники вакцинации ссылаются на побочные эффекты и возможные осложнения. В ряде случаев у новорожденных появляется покраснение и нагноение в месте укола, аллергические реакции, лихорадка – это ответная реакция организма на введенные штаммы вирусов, которая является допустимой нормой. Серьезные осложнения возникают крайне редко и обусловлены нарушением техники выполнения вакцинации, плохим качеством лекарства, нарушением условий его хранения.

Почему нельзя делать профилактические уколы от серьезных заболеваний? Родители приводят массу аргументов в пользу отказа:

  • эффективность вакцин полностью не доказана;
  • у новорожденных не проводится полное медицинское обследование;
  • ответная иммунная реакция у новорожденного очень слаба (особенно в первую неделю, когда делаются 2 основные прививки – БЦЖ и гепатит), поэтому вакцинация не дает нужного эффекта и принесет только вред;
  • заболевания легко переносятся в детском раннем возрасте и не имеют тяжелых последствий (краснуха, корь) – это мнение родителей ошибочно;
  • высок процент возникновения осложнений после вакцинации, нет индивидуального подхода к каждому малышу;
  • ненадлежащее качество вакцин, неизвестные производители, безответственный подход медицинского персонала к хранению препаратов.

Мнение доктора Комаровского

Нужно ли обязательно делать прививки своим детям? На этот вопрос известный доктор Комаровский отвечает очень подробно. По его мнению, после любой вакцинации остается небольшая вероятность заболеть. Однако исход заболевания не будет таким плачевным, и малыш перенесет болезнь в легкой форме. Главное – следовать определенному графику, который можно составить индивидуально с учетом особенностей организма ребенка.

Известный педиатр Е. О. Комаровский придерживается мнения, что вакцинация – высокоэффективный способ уберечь детей от опасных инфекционных болезней

Чтобы иммунная система правильно отреагировала на прививку и смогла выработать нужное количество антител, малыш должен быть полностью здоров. Какие моменты нужно учесть родителям? Комаровский дает несколько полезных советов:

  • не экспериментировать с новой едой, не вводить прикорм за несколько дней до прививки;
  • сутки перед вакцинацией ребенка выдержать на диете, чтобы не перегрузить пищеварительный тракт;
  • не употреблять пищу за час до и через час после вакцинации;
  • обеспечить правильный питьевой режим в количестве 1-1,5 л воды в сутки, чтобы вымыть из организма токсины от вакцины;
  • после прививки нельзя посещать места скопления людей, не находиться на палящем солнце и остерегаться сквозняков.

Возможные последствия отказа от прививок

Отказ от прививок грозит возможными тяжелыми заболеваниями на протяжении всей жизни. Ребенок будет контактировать с другими детьми, посещать детские заведения и массовые мероприятия, и в случае присутствия рядом носителя болезни непременно заразится сам. Последствия болезней, уберечься от которых можно только с помощью профпрививок, бывают крайне тяжелыми, вплоть до летального исхода. Невакцинированный малыш в случае болезни будет являться распространителем заболевания и заразит других членов своей семьи. Однако родители имеют право отказаться от прививок, заранее подписав соответствующие документы.

Вакцинация – за и против. Мнения авторитетных специалистов

В Интернете уже на протяжении нескольких лет активно обсуждается открытое письмо онкоиммунолога Веры Владимировны Городиловой, зам. директора Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена по научной работе, руководителя лаборатории клинической иммунологии опухолей, адресованное ею в Национальный комитет по биоэтике. Нам трудно сказать, насколько подлинным является этот документ – ведь Вера Владимировна скончалась еще в “доинтернетную эпоху”, в 1996 году, однако само содержание письма до сих пор активно дискутируется в Интернете.

Сегодня мы решили привести текст этого послания и самый актуальный ответ на него – открытое письме врача-инфекциониста Центра новых медицинских технологий, преподавателя медицинского факультета НГУ Петра Гладкого, которое он опубликовал на своем сайте.

Если у вас есть сомнения, ставить ли прививки вашему ребенку, – прочитайте обе статьи и сделайте выводы!

Открытое письмо онкоиммунолога

Профессора В.В. Городиловой

Давно следовало серьезно подумать о нарастающем детском лейкозе, о котором говорил уже в начале 60-х академик Зильбер, о разбалансированной иммунной системе в результате неугасающего “поствакцинального состояния”, начинающегося у нас с роддомов и активно продолжающегося в детском и подростковом периодах.

Доказано, что у младенцев иммунная система незрелая, она начинает функционировать в пределах “нормы” через 6 месяцев. Какая может быть БЦЖ в неонатальном периоде? Неонатология обязывает наблюдать за новорожденными в первый месяц после рождения. За это время должна быть проведена не вакцинация, а скрининг новорожденных на иммунодефициты, исследования с целью установления наследственных заболеваний, прогноза предпосылок к патологиям. Западные страны не прививают крох живыми вакцинами. Но там уже несколько десятилетий проводят оценки иммунного статуса сразу после рождения.

После БЦЖ начинается перестройка иммунной системы, в первую очередь – макрофагальной составляющей на живые микобактерии туберкулёза. Готова ли иммунная система младенца бороться со столь сильной нагрузкой?

Грубое нарушение защитного механизма “иммунотерапией” вызывает ускоренную потерю “иммуносилы”, допускаю – инволюцию тимуса, не успевшего приступить к своим обязанностям, открывает дорогу к онкозаболеваниям.

Кровь, как известно, состоит из жидкой плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Можно думать, при интенсивной подолжительной иммуностимуляции в крови накапливаются факторы, воздействующие на клетки иммунной системы, нарушающие условия функционирования лимфоцитов, повышаюшие “расход” определённых типов клеток белой крови. Истощение их приведёт к изменению кроветворения, аналогично тому, как при длительной анемии активизируется эритропоэз. Хочу напомнить о работах Н. П. Шабалова, указывающих на провоцирующую роль вакцин в латентно протекающем лейкозе у детей, а также о тяжёлых обострениях лейкоза под влиянием прививок, о чем упоминается в педиатрической литературе, но меры не принимаются.

Допускаю, что БЦЖ, живые микобактерии туберкулёза, подавляют активность Т-системы новорожденных, вызывая вторичную иммунологическую недостаточность. Это следует расценивать как результат функционального расстройства иммунной системы детей.

Полностью разделяю требования Галины Червонской – прививки должны быть индивидуальными и рациональными. Необходимо иммунологическое обследование до и после этого небезобидного вмешательства. Нельзя беспредельно накапливать антитела – их избыток приводит к аутоиммунным процессам. Отсюда и “помолодевшие” аутоиммунные заболевания у молодёжи: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, заболевания почек, щитовидной железы, расстройство нервной, эндокринной систем, онкозаболевания, а среди них – детский лейкоз.

Считаю, что Минздрав обязан разработать план по организации иммунологического обследования-скрининга детей на иммунодефициты. Он должен отвечать запросам детской эко- и эндопатологии и определять более серьёзные показания к прививкам, особенно живыми вакцинами.

На собственном горьком опыте знаю, что насильственная вакцинация приносит вред. Моей внучке была сделана прививка АКДС. Возникло тяжелейшее осложнение – отёк мозговых оболочек.

Каждый человек – индивидуальность. Любая вакцина ослабляет организм: сколько процесс продлится – предсказать невозможно. Следовая патология на вакцинальное повреждение обязательно остаётся.

Добавлю к этому что реакция Манту – тоже серьёзная иммунологическая перестройка. Вы только подумайте: организм “обязан” выдать реакцию с местными проявлениями в месте введения аллергена – туберкулина, на крохотное количество биологической диагностической пробы. И организм реагирует воспалительным процессом – покраснением разной величины. Эта диагностическая проба – ничуть не менее опасное вмешательство, чем вакцина, постольку тоже – чужеродный белок, аллерген.

Конечно же, прививки не должны быть обязательными, тем более плановыми. Как всякое медицинское вмешательство, вакцинация не может быть массовой и должна быть добровольной. Ведь с возбудителем инфекционной болезни ребенок то ли встретится, то ли нет, а вакцина обязательно нарушит естественный ход событий. Да и кто просчитал, что в наше время опаснее: дифтерит, туберкулёз или осложнения от прививок против них?

Думаю, мы занимаемся не “той” вакцинацией в век сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, патологии органов дыхания, почек, распространённого диабета, опорно-двигательной патологии, нарушения психического здоровья детей. Прививки следует рассматривать как меру чрезвычайную, тщательно учитывая динамику заболеваемости конкретной инфекционной болезнью, чтобы проводить строго селективную вакцинацию.

Иммунная система не выдерживает “планового натиска”, она ломается, функции её извращаются, она “сбивается с курса”, предписанного природой, человек становится более уязвимым к простуде, аллергенам, онкозаболеваниям. Растёт аллергия среди малышей – есть ли теперь такие дети, которые бы не страдали аллергическими заболеваниями?! В первое полугодие дети страдают желудочно-кишечной дистрофией и изменениями на коже, вызываемыми пищевыми аллергенами разной этиологии. Со второго полугодия присоединяются астматические бронхиты (кстати, одно из осложнений на АКДС, АДС). Ну, а к 3-4 годам начинают проявляться клинические симптомы сенсибилизации пыльцой – по этим проблемам публикации неисчислимы.

Разбалансированная иммунная система “не замечает” неповинующихся клеток, вышедших из-под её контроля, перерождающихся в опухолевые из-за искажённых функций макрофагального звена и, в целом, лимфоцитов. Я не встретила ни одной работы отечественных авторов, которая бы ответила на вопрос: что происходит с тимусом после БЦЖ, после “поствакцинального напряжения” во время полового созревания подростков? Зато известно: нельзя пользоваться живыми вакцинами при иммунодефицитах и ферментопатиях, они способствуют развитию инфекционного процесса среди восприимчивых детей.

Иммунная система – тонкий сбалансированный механизм, она подвержена расстройству. В результате постоянного раздражения – стимуляции вакцинами, имунная система вместо того чтобы охранять организм, губит собственные клетки за счет накопления антител, за счет аутоиммунных процессов и функционального изменения свойств клеток.

Какими бы временными ни были формы иммунопатологии, все они сводятся к нарушению баланса Т-клеточных систем, приводя функционально и структурно к многочисленным расстройствам в здоровье ребенка. Запас лимфоцитов истощается, организм оказывается беззащитен перед антропогенными факторами. Человек стареет раньше времени. Физиологическое старение – процесс постепенного увядания звеньев иммунной системы. Вакцины подстёгивает процесс “расходования” лимфоцитов, искусственно приводя организм к преждевременному старению, отсюда cтарческие болезни у молодёжи. В онкологии основополагающим является дисбаланс между скоростью иммунного ответа и опухолевым ростом. Нарастание онкозаболевания опережает скорость размножения реагирующих на него лимфоидных клеток, направленных на борьбу с непристанно поступающими антигенами – вакцинами.

Известный хирург, академик Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье”, утверждает, что практически невозможно провести границу между вроде бы противоположными понятиями “здоровье” и “болезнь”. К похожим рассуждениям был склонен и Авиценна, живший свыше тысячи лет назад: он различал между этими двумя понятиями различные переходные стадии. А где “переходные стадии” между здоровьем и “малой болезнью” – прививкой?

Я абсолютно убеждена, что вся онкология начинается с негативной перестройки иммунной системы с последующим угнетением её функций как результата “сверхнагрузки”. Именно при врождённых и приобретённых иммунодефицитах отмечается более частое развитие злокачественных новообразований.

Почему я против отказа от прививок

Врач-инфекционист Центра новых медицинских технологий, преподаватель НГУ Петр Гладкий

Ответ на открытое письмо онкоиммунолога профессора В.В. Городиловой

Несмотря на то, что польза профилактических прививок на сегодняшний день кажется очевидной не только врачам-инфекционистам и вакцинологам, но всем, кто заботится о здоровье – до сих пор можно встретить статьи, сводящие на нет все усилия специалистов по ликвидации инфекционной заболеваемости. Одна из них – открытое письмо онкоиммунолога профессора В.В. Городиловой.

Ни в коей мере не пытаюсь поставить под сомнение квалификацию и опыт уважаемой коллеги, это за пределами моей компетенции.

Речь пойдет только о том, что мне видится самым важным: об ошибочных посылах, и следующих за ними неверных выводов; о неверно расставленных на мой взгляд акцентах и о том, какой вред это может нанести обычному человеку, после прочтения такой статьи. Именно это и побудило меня выступить с открытым ответом на упомянутую статью.

Итак, что же пишет автор? На что обращает наше внимание?

1. Очень многие вакцины вредны и опасны (примеры: БЦЖ, так как нагружают еще не зрелый тимус новорожденного ребенка; АКДС, так как содержит токсичный коклюшный компонент, и другие – живые и ослабленные вакцины).

2. Очень часто врачи прививочных кабинетов и школ проводят вакцинацию формально или даже принудительно, не учитывая противопоказаний. В результате – часто развиваются поствакцинальные осложнения.

3. Из всего указанного следует, что поголовная вакцинация – зло, что она должна быть запрещена, а те кто этого не понимают и продолжают выполнять приказ Минздрава – преступники. Кроме того, вызывает большие сомнения тот факт, что сейчас актуальна вакцинация против дифтерии (в оригинальном тексте – дифтерита) и других инфекций – их давно нет. Продолжение всеобщей вакцинации против большинства инфекций на фоне все чаще регистрируемых осложнений – преступление. Она должна проводиться выборочно.

Что можно возразить против этого?

1. Идея вакцинации, как прививки болезни в легкой форме, в свое время получила популярность не благодаря безопасности тогдашних прививок, а наоборот, благодаря их эффективности и вопреки известным рискам. Потому что инфекционные болезни во все времена уносили огромное количество жизней. С внедрением вакцин резко снизилась заболеваемость натуральной оспой и смертность от нее, а в 20 веке она была признана ликвидированной – в 1980 была отменена и вакцинация. На примере оспы (конечно, с оговоркой, что нельзя полностью исключить ее возврат) можно понять, что вакцинация, проводимая не от хорошей жизни, с ликвидацией болезни может быть также отменена. Но это возможно ТОЛЬКО при создании иммунной прослойки у 95 – 97% населения – значит, только при ВСЕОБЩЕЙ вакцинации против инфекций, имеющих глобальное, пандемическое распространение.

2. Живые и убитые вакцины, безусловно, представляют опасность, так как содержат инфекционное начало, пусть и ослабленное. Однако, не следует путать вакцинальный процесс (инфекционный, но ослабленный) с поствакцинальным осложнением (которое само по себе является противопоказанием к дальнейшим вакцинациям данной вакциной). Понимая риск, современная наука стремится к уходу от вышеупомянутых вакцин и переходу на рекомбинантные, то есть генно-инженерные вакцины. Примеры: вакцина против вирусного гепатита В (она не содержит ослабленного вируса и поэтому не может вызвать даже легкую форму гепатита, желтуху новорожденных). Благодаря этой вакцине, внедренной в мировую практику в начале 21 века, манифестные формы болезни стали регистрироваться намного реже, смертность от фульминантной (молниеносной) формы болезни резко снизилась, количество заболевающих циррозом печени и первичным раком печени за счет гепатита В резко снизилось.

Там, где невозможно полностью уйти от вирусного начала, ушли от живых вакцин к инактивированным. Пример – ИПВ против полимиелита. Благодаря вакцинам против этой калечащей инфекции заболеваемость хотя и не ликвидирована полностью, но резко снижена, и вполне возможна ее ликвидация в обозримом будущем.

Ученые изобрели также способ очистки вакцины, предусматривающий сохранение только основных антигенов вируса, поэтому и лучше переносимых. Пример: субъединичные вакцины против гриппа.

3. Благодаря вакцинации против дифтерии (в которой сомневается автор статьи), заболеваемость снизилась с 41, 1 на 100 тыс. населения в довакцинальную эпоху за 5 лет сократился до 3,0.

В 1980 е годы существовала спорадическая заболеваемость почти исключительно взрослых – дети не болели, так как имели прививочный иммунитет. В начале 90х, на фоне массового отказа родителей от прививок, заболеваемость дифтерией резко возросла и в 1994 году приближалась к заболеваемости довакцинальной эпохи. С 2005 года эта инфекция не регистрируется в Новосибирске. Примерно тогда же исчезла и корь. Пандемического распространения этих инфекций не стало.

4. Подросло поколение людей – родившиеся в 1980е и позже – которые вообще не знают и не могут понять, как люди раньше жили в условиях высокой заболеваемости такими инфекциями, как дифтерия, корь, полиомиелит, тяжелые формы вирусных гепатитов. Но именно потому, что вакцинация проводится тотально, стало возможным свести заболеваемость ими к минимуму или даже полностью искоренить.

К сожалению, сейчас неблагополучно в области заболеваемости туберкулезом, в настоящее время болеют вполне социально адаптированные люди. И это несмотря на прививки БЦЖ, первая из которых делается еще в роддоме.

К сожалению, из-за токсичности коклюшного компонента вакцин АКДС (о чем упоминает автор) в свое время перешли на АДС-М, но и заболеваемость коклюшем сохранилась. Однако в последние годы, более безопасные импортные вакцины (Инфанрикс, Пентаксим) свели этот риск к минимуму.

Считаю, что доля истины в статье есть. Согласен с тем, что в поликлиниках и школах может быть нарушен индивидуальный подход, да и вызывает тревогу тот факт, что бесплатно можно поставить только самую дешевую прививку. Являюсь сторонником платных вакцинальных кабинетов и взвешенного подхода в проблеме оценки противопоказаний к вакцинации.

В прививочных кабинетах частных медицинских центров ведут прием врачи-иммунологи, которые вполне могут исследовать при необходимости иммунный статус прививаемого человека.

Однако, все эти вопросы решаемы, и важно, под каким углом зрения написана статья. Потому что от этого будет зависеть и то, последует ли за прочтением статьи массовый отказ от прививок или нет.

Акцент сделан на том, что всеобщей вакцинации вообще быть не должно. Вывод сделан на основании тревоги, которую вызывают поствакцинальные осложнения. Вывод сделан без учета и без знания ситуации по заболеваемости той или иной инфекцией.

Так для чего же прививают против инфекций, которые уже не регистрируются? (корь, дифтерия, полиомиелит)?

Они не регистрируются у нас, но могут вполне быть завезены из эндемичных регионов. Особенно это касается летучих инфекций. Поэтому пока они хоть где-то регистрируются, учитывая их опасность – к ним отношение такое же, как когда заболеваемость была высокой.

Итак, я считаю, что отказ от всеобщей вакцинации против инфекций, имеющих (или имевших в недавнем прошлом), пандемическое распространение, был бы большой ошибкой.

К сожалению, у нас нет единого взгляда на проблему инфекционной заболеваемости, их специфической профилактики и проблемы побочных реакций, вакцинального процесса, осложнений, риска развития опухолей. Каждая служба смотрит на эту проблему – опасности инфекций и опасности вакцинации – только с точки зрения своих приоритетов. Данная статья – попытка объединить усилия.

Интересно? поделись ссылкой в социальных сетях!

Стоит ли делать прививки детям?

Всем доброго дня, дорогие читательницы! На днях услышала разговор двух мам на улице. «Нас в школу не хотят брать, потому что мы не сделали ни одной прививки! Я буду жаловаться, куда только возможно», — возмущалась одна. «А я вот слышала, что некоторые дети без прививок вообще до школы не доживают, — отвечала другая. – У малышей не хватает антител, и организм просто не справляется с опасными болезнями».

Ох уж этот вечный конфликт сторонников прививок и антипрививочников. Думаю, пора в этом вопросе разобраться и понять, стоит ли делать прививки детям. Не буду навязывать вам ту или иную сторону, а просто приведу некоторые факты. А там уж вы сами решите, делать вакцинацию или нет.

Почему мы боимся

Надеюсь, вы все мамочки грамотные и знаете, что прививка – это не просто бестолковый укол, который ставят детям и взрослым медики по определённому графику. В каждой прививке содержится вакцина с антителами. Эти крошечные микропомощники укрепляются в организме и держат прочную оборону, не пуская возбудителей внутрь.

Противники прививок, которых в наше время развелось множество, пугают неопытных мамочек последствиями вакцинации. То и дело по телевизору показывают «страшные» передачи, в которых дети «умирают» после безобидной прививки или же заболевают аутизмом. На деле же это оказывается всего лишь раздутой сенсацией.

Опытнейшие педиатры, проработавшие с детьми десятки лет, едва ли насчитают несколько случаев нежелательных последствий прививок. И то, виновата была не сама инъекция, а невнимательность врачей и мамочек, которые не учли противопоказаний к той или иной вакцине. Впрочем, о мерах предосторожности я ещё скажу чуть позже.

Стоит ли делать прививки детям…

Бытует мнение, что детям до года можно вовсе не делать прививок. Иммунитет и все нужные антитела они получают от мамы вместе с молоком. Так ли это? Само собой, грудное вскармливание очень важно для поддержания иммунных сил малышей, и кормить грудью просто необходимо.

Но статистика показывает, что именно в первые месяцы жизни организм малыша особенно уязвим и лучше поддержать его, сделав прививки.

Все сомнения возникают от незнания. К примеру, все знают о том, что туберкулёз – это очень опасно, потому и прививка БЦЖ, которую малышу делают в роддоме, вроде бы как и нужна. А вот гепатит – это что-то далёкое, да и говорят, после него и желтуха возникает, и развитие ребёнка может замедлиться. «Говорят», «где-то слышала», «одна знакомая сказала»…и никаких доказательств на деле. А между тем, как только кроха появляется на свет, его стерильный ещё организм подвергается атаке миллионов микробов. Об этом вы подумали?

Прививка от несуществующей болезни

Возьмём другой миф: прививаться от полиомиелита не нужно. Это заболевание давно «устарело», так зачем защищаться от того, чего нет. Не тут-то было. К нам в страну регулярно завозят вирус полиомиелита наши «собратья» с Востока. Поэтому лучше защитить своего ребёнка, чем потом «расхлёбывать» последствия. Единственное, что здесь нужно учесть, это пару нюансов.

Эта вакцина делается двумя способами: инъекция или капельки, которые капают в ротик малышу.

Во втором случае вакцина вводится «живая», а значит нужно удостовериться, что малыш здоров, прежде чем его прививать. Момент второй: около 60 дней после прививки ребёнок потенциально опасен для непривитых детишек. Его кал выделяет некоторое количество вируса. Так вот, если дома есть ещё грудные детки, то их тоже нужно будет привить, иначе есть шанс заразиться.

Да и мамам-антипривививочницам нужно быть настороже. Если их чадо посещает садик, а в группе есть недавно привитый ребёнок, то заполучить полиомиелит можно запросто.

По поводу краснухи я уже писала отдельную публикацию. Думаю, вы достаточно впечатлились вероятными последствиями отказа от этой вакцины. Менингит, тяжёлый энцефалит и многие другие болезни станут расплатой за халатность в отношении здоровья своего же малыша.

Ветрянка – та ещё зараза

Ветряная оспа, проявляющаяся множеством красных зудящих высыпаний, болезнь малоприятная, испытано на себе. Меня угораздило заболеть в 26 лет, и, если честно, без преувеличений, думала, что не выживу. Красные пятна на теле – ещё полбеды, но зашкаливающая температура в течение недели – это смерти подобно. А заразил меня мой же ребёнок. Принёс ветрянку из садика. Я в детстве не болела этой заразой, и то и дело осматривала себя на предмет пузырьков сыпи. И вот, через три недели болезнь пожаловала-таки ко мне.

Практикуется принудительное «заражение» ветрянкой маленьких детей. То есть, мама одного больного малыша, приглашает в гости своих знакомых с детками, которые ещё не болели. Так вот, такие дружеские приглашения «на ветрянку» считаю вполне целесообразными. Как говорится, лучше переболеть ею в детстве. Но недавно узнала, что сейчас есть вакцина от неё и настоятельно рекомендую её делать.

Темы прививок от гриппа мы тоже уже касались. Дебаты по поводу этой вакцины, особенно в период эпидемии гриппа, разгораются нешуточные. А между тем, вакцинация ежегодно спасает кому-то жизнь. Если учесть, что сейчас к нам захаживают гриппы-мутанты, птичьи, свиные и прочие, и случаи летального исхода абсолютно реальны, то смысла говорить о том, нужно ли прививаться, нет. Я лично для себя и своего ребёнка выбор сделала.

Когда с прививкой лучше подождать

Естественно, нужно учитывать противопоказания, при которых прививки лучше отложить. Их каждая мама должна знать как «Отче наш»:

· Хронические заболевания в стадии обострения (при некоторых болезнях врач может и вовсе «вычеркнуть» ту или иную прививку из календаря)

· ОРВИ, ОРЗ и другие вирусные заболевания. Иногда малейший насморк может обернуться нехорошими последствиями, например температура у ребёнка после прививки.

· Переезд, смена коллектива (например, переход в другой садик) и другие стрессовые ситуации – повод отложить вакцинацию.

Мнение Комаровского и итоги по прививкам

А в остальном, подытожив сказанное, могу с уверенностью сказать – лучше перебдеть, чем недобдеть. Прививаться нужно, а вот вероятных опасностей, по большей части навязанных нам несведущими, не нужно. Если вам недостаточно моих слов, то уж доктор Комаровский должен вас убедить.

Известный педиатр считает, что все здравомыслящие мамы даже и рассуждать на тему, почему нельзя обойтись без прививок, не должны. По его мнению, все болезни, которые мы считаем устаревшими (дифтерия, столбняк, корь) и ныне живут и «здравствуют». Поразить они могут в любой момент, поэтому все инъекции лучше вводить вовремя, соответственно общепринятому графику.

Кстати, 2011-2020 гг ВОЗ объявила всеобщим десятилетием вакцинации. Основная задача этого «мероприятия» — дать людям возможность жить и наслаждаться жизнью без болезней. Не будем же упускать такую возможность, дадим нашим деткам шанс расти здоровыми и счастливыми. Пусть всевозможные болячки обходят наш защищённый организм стороной. Ну а болячки на коленках – это ерунда, до свадьбы заживёт.

Предвижу, что на эту публикацию обрушится рой комментариев. Если вы против прививок или же, наоборот, за вакцинацию, добро пожаловать на форум. Поспорим, обсудим, приведём доводы. Как говорится, в споре рождается истина.

А теперь настала пора ненадолго попрощаться. Я вскоре к вам вернусь, мои дорогие. Не скучайте и, конечно, не болейте!

Читать еще:  Как правильно лечить сопли у трехмесячного ребенка
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector