Ребенок говорит в нос | Логопед по Скайпу - Детская поликлиника №3

Ребенок говорит в нос

Что делать, если ваш ребенок говорит «в нос» или, как говорят в простонародье, «гундосит»? Некоторые родители не обращают на это внимание. другие начинают передразнивать, подтрунивать над ребенком: «не гундось». Но ведь он говорит так не специально, у такого «носового» оттенка есть причина. Давайте разберемся, отчего зависит такое звучание голоса.

Так называемый «назальный оттенок» (носовой оттенок голоса) является симптомом ринофонии или ринолалии (когда кроме назального оттенка голоса есть и нарушения звукопроизношения).

Если носовой оттенок приобретают ротовые звуки (все звуки, кроме [Н] , [М] ), то логопедом ставится диагноз «открытая ринофония», которая встречается чаще всего. Это происходит, когда воздушная струя попадает в пространство носового резонатора, чего не должно быть во время произнесения ротовых звуков.

Если же наоборот, носовые звуки [М] , [Н] — теряют назальность ( «мамочка» звучит как «бабочка» ), ставится диагноз «закрытая ринофония». Это значит, что даже при произнесении ротовых звуков воздушная струя не может попасть в носовой резонатор.

Ринофония может быть функциональной, когда нет изменений твердого и мягкого неба. Например, она может появиться после удаления аденоидов, у детей с вялой артикуляцией.

Органическая ринофония бывает или врожденной (когда есть врожденное расщепление мягкого или твердого нёба) или приобретенной (например, когда произошла перфорация мягкого и твердого нёба или при их параличе).

Что делать, если вы заметили такой «носовой» оттенок в речи ребенка? Срочно идти к отоларингологу. Необходимо исключить органическую причину такого звучания речи. Могу сказать, что иногда родители и врачи не сразу обращают внимание на эту особенность голоса ребенка, и только впоследствии, иногда уже в школе, выясняется, что у ребенка дефект мягкого нёба.

Врач определит состояние мягкого и твердого нёба, исключит аденоидные разрастания и порезы, назначит лечение.

Если необходима операция по устранению расщелины мягкого и/или твердого нёба, ее желательно делать с первого года жизни, тогда создаются хорошие предпосылки для нормального развития речи (обычно делается такая операция до 5 года). Чем позже сделана уранопластика, тем сложнее будет преодолеть привычку патологического произнесения звуков.

Очень важный совет, дорогие родители – занятия с логопедом надо начинать еще до операции (особенно если ребенок старше 3-4 лет) и продолжать сразу же после выписки из больницы (как правило, через 15-20 дней).

Логопед подготовит активность мягкого нёба, нормализует дыхательную и мышечную деятельность органов артикуляции, а после операции с помощью специальных упражнений и массажа поможет устранить патологические изменения в функционировании речевых органов. Важно помнить, что логопедическая помощь при ринофонии весьма эффективна, однако сначала необходима консультация ЛОР-врача.

Подробнее о ринолалии читайте в моей статье в рубрике Нарушение голоса — Ринолалия, подготовительные и восстановительные упражнения можно посмотреть в видеоуроках.

Наталья Игоревна Кулакова

Логопед-дефектолог

Ребенок говорит в нос

Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять общение.
Ринолалия — это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата. Ранее для обозначения этого нарушения речи употреблялся термин «гнусавость». Ринолалия наблюдается при наличии расщелины губы или неба, укорочение мягкого неба, может быть след¬ствием аденоидных разрастаний, носоглоточных поли¬пов или иных носоглоточных опухолей, при искрив¬лении перегородки носа и др. Ринолалия проявляется в трех формах — открытой, закрытой и смешанной, может быть органической и функциональной.
Причинами ринолалии могут быть различные факторы: психические потрясения и болезни, перенесенные матерью в 1 половину беременности (грипп, дизентерия, краснуха), действие алкоголя, курение, различного рода интоксикации и профессиональные вредности, эндокринные заболевания матери, возраст родителей, число предшествующих прерываний беременности, плохое питание.
Коррекция дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и психолого-педагогического воздействия.
Обычно применяются хирургические методы лечения для устранения расщелины губы, неба, при удлинении мягкого неба. Хирургическое вмешательство необходимо в первую очередь для улучшения питания и для восстановления нормального дыхания ребенка. В отдельных случаях при врожденных расщелинах дети не оперируются, а им рекомендуется пользоваться обтуратором (пластинкой, закрывающей расщелину). Если обтуратор начинают применять до появления первых слов (в 1—2 года), то развитие активной речи протекает в более благоприятных условиях, но полностью не гарантирует предупреждение назализации звуков.
Логопедическая работа с детьми, страдающими ринолалией, начинается с 2—3-летнего возраста и проводится как в дооперационный, так и в послеоперационный периоды. Конечная цель логопедической работы — это снятие носового оттенка голоса и воспитание правильного звукопроизношения.
Работа логопеда включает следующие несколько направлений.

Формирование достаточно продолжительного и экономного, устойчивого ротового выдоха, на котором можно было бы произнести целую фразу. С этой целью используется специальная дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо научить дышать носом, а не ртом. Воспитанию вдоха через нос способствуют упражнение «понюхай цветок». Для развития продолжительности ротового выдоха можно уже начиная с 1,5—2 лет приучать ребенка «студить чай», «согревать ручки» теплом своего дыхания, дуть на больное место и т.п. В дальнейшем можно использовать катание по столу круглых карандашей, расположенных на уровне рта ребенка, выдувание мыльных пузырей, игру на губной гармошке, задувание свечи с постепенным увеличением расстояния до нее, «поддувание» летающих в воздухе пушинок, сдувание одуванчиков. Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение — дутье через трубочку в бутылку с водой. От дутья вода начинает бурлить, это увлекает маленьких детей. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. Во время игр необходимо постоянно контролировать ребенка, т.к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому для достижения лучших результатов и повышения заинтересованности ребенка в правильном выполнении упражнений используется зрительный контроль: под самыми носовыми ходами помещается узкая полоска тонкой бумаги (типа папиросной), которая при правильном выдохе через рот должна оставаться совершенно неподвижной. Отклонение этой бумажки будет свидетельствовать о том, что часть выдыхаемого воздуха выходит через нос, чего быть не должно. Если это не удается, можно закрыть ребенку ноздри, чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем постепенно освобождают носовые ходы. Часто бывает полезным такой прием: в носовые проходы вставляют легкие комочки ваты (неспрессованные). Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают, и ребенок сам легко убеждается в ошибке.
Иногда родители могут совершить ошибку, накупив шары, гармошки. Дают их ребенку. Дети далеко не всегда могут надуть шар без подготовительных упражнений и часто не могут играть на губной гармошке. Не имея достаточной силы ротового выдоха, они разочаровываются в этих упражнениях и отказываются их выполнять. Начинать нужно с легких, доступных упражнений, чтобы эффект был легко достижим.
Следует учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими упражнениями, развивающими губы, щеки, язык, т.е. с артикуляционной гимнастикой.

Упражнения для языка и щек.
• Язык высовывать, убирать, поднимать, опускать, двигать вправо – влево, расслаблять «блинчиком».
• Дотягиваться языком до носа, до подбородка.
• Облизывание намазанных сладким губ (каждую отдельно и по кругу).
• Поглаживание щек изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.
• Покусывание языка по всей поверхности, постепенно высовывая его и втягивая.
• Пошлепывание кончика языка шпателем (расслабление языка)
• Вылизывание тарелок и выпуклой стороны столовых ложек всей поверхностью кончика языка.
• Слизывание капель с вогнутой поверхности ложки (размер ложки последовательно уменьшают от столовой до ложечки для горчицы – формирование более тонких и точных движений).
• Почесывание кончика языка о верхние резцы; пересчитывание зубов, упираясь в каждый.

Упражнения для нижней челюсти.
• Рот полуоткрыт – широко открыт – закрыт.
• Движение нижней челюсти вперед при полуоткрытом рте.
• Произвольное движение нижней челюсти вправо – влево.
• Имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка.
• Выдвижение нижней челюсти вперед с «почесыванием» нижними зубами верхней губы и опусканием нижней и ее движение назад с одновременным « почесыванием» верхними зубами нижней губы.

Упражнения для губ.
• Вырывание вибрации губ (кучерское «ппррр»).
• Оттягивание губ в стороны (улыбка).
• Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о нижнюю.
• Удержание губами тонких трубочек.
• Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с последующим их расслаблением и выдохом.
• Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно сжатых губах.

Развитие силы и гибкости голоса. У ребенка с ринолалией голос звучит тихо и глухо. Поэтому играйте с ребенком в подражание голосам разных животных (например, низкий голос рычащего медведя, мычащей коровы, более высокий — мяукающей кошки). Хорошо использовать «укачивание куклы» , при котором звучит чередование высокого и низкого звука А. Для непроизвольного увеличения силы голоса полезно отойти от говорящего ребенка на некоторое расстояние. Однако все эти упражнения должны проводиться очень осторожно, без всякого перенапряжения слабой голосовой функции ребенка.

Вокальные упражнения – это пение гласных: «а, э», «о», «и», «у». Вокальные упражнения растягивают небную занавеску, растормаживают и активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука.

Дифференцирование неречевых звуков. Ребенку предлагают на распознавание:
• звучащие инструменты, предметы (связка ключей, монеты в коробке, погремушка, шелест листьев, шуршание бумаги);
• звуки действий (хлопанье, скрип, стучание, тиканье часов, журчание воды);
• голосовые звукоподражания (имитирование крика вороны, лай, хрюканье);
• мелодии (угадай, что играют; на чем играют) и др.

Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационный период и после операции. Они должны проводиться под контролем логопеда постоянно в течение длительного времени. Не нужно ограничивать речевую активность ребенка, как до оперативного вмешательства, так и после него. Не просите его замолчать, если слышите неправильное произношение, и не требуйте сразу правильной речи. На любой коррекционный процесс нужно время. Будьте терпеливы и внимательны к своему ребенку. Вашему ребенку необходима спокойная, доброжелательная обстановка в семье, доверие, любовь и уважение.

Почему ребенок говорит в нос и что с этим делать

Если ребенок говорит в нос, это не смертельно, но неприятно. Чтобы устранить такую проблему, нужно разобраться, отчего она возникла.

Почему ребенок гнусавит

Чаще всего малыш гнусавит из-за простуды и насморка. В этом случае понятно, что после выздоровления кроха начнет говорить нормально. Однако иногда ни простуды, ни соплей нет, но малыш все равно говорит в нос.

Вот из-за чего это происходит:

  • болезни ушей, в этом случае проблема усугубляется ухудшением слуха;
  • аденоиды, то есть воспаление миндалин в хронической форме;
  • слабая артикуляция;
  • полипы;
  • паралич неба после перенесенного дифтерита;
  • искривление носовой перегородки;
  • отек слизистой.

В редких случаях гнусавость возникает из-за расщепления твердого или мягкого неба. Оно бывает врожденным, например, если мать курила во время беременности, или приобретенным, например, из-за механической травмы. В этом случае ребенку сложно глотать еду, у него проблемы с поступлением воздуха в легкие.

Что делать, если малыш говорит в нос по одной из перечисленных причин

Важнее всего быстро побороть гнусавость, если она связана с нарушением дыхания. В этом случае ребенок постоянно дышит через рот, в его организм беспрепятственно попадают микробы и бактерии, как следствие, он часто болеет ангиной и прочими заболеваниями. Кроме того, недостаток воздуха негативно скажется на внутренних органах, на мозге, на развитии малыша.

Покажите гнусавого ребенка отоларингологу.

Если в своей отрасли отоларинголог не найдет отклонений, он перенаправит малыша к логопеду. В этом случае доктор будет заниматься с ребенком специальной гимнастикой, делать ему массаж. Это восстановит речевой аппарат и уберет гнусавость.

Выбор метода лечения полипов и аденоидов остается за специалистом. Что касается расщепления неба, то тут выход один – операция. Ее лучше проводить как можно раньше. Операция, сделанная до 3 лет, пройдет без каких-либо осложнений. Впрочем, даже более поздняя подобная операция переносится ребенком довольно легко. Если не избавиться от расщепления, ребенок останется гнусавым на всю жизнь.

Не пытайтесь бороться с проблемой в одиночку. Если вы не можете понять, отчего она возникла, обратитесь к педиатру. Даже если вы определили причину, прежде чем начинать лечение также поговорите с доктором. Не затягивайте с походом к специалисту, так как гнусавость сама не пройдет, она может привести к развитию у ребенка комплексов.

Ребенок говорит в нос

Что делать, если ваш ребенок говорит «в нос» или, как говорят в простонародье, «гундосит»? Некоторые родители не обращают на это внимание. другие начинают передразнивать, подтрунивать над ребенком: «не гундось». Но ведь он говорит так не специально, у такого «носового» оттенка есть причина. Давайте разберемся, отчего зависит такое звучание голоса.

Так называемый «назальный оттенок» (носовой оттенок голоса) является симптомом ринофонии или ринолалии (когда кроме назального оттенка голоса есть и нарушения звукопроизношения).

Если носовой оттенок приобретают ротовые звуки (все звуки, кроме [Н] , [М] ), то логопедом ставится диагноз «открытая ринофония», которая встречается чаще всего. Это происходит, когда воздушная струя попадает в пространство носового резонатора, чего не должно быть во время произнесения ротовых звуков.

Если же наоборот, носовые звуки [М] , [Н] — теряют назальность ( «мамочка» звучит как «бабочка» ), ставится диагноз «закрытая ринофония». Это значит, что даже при произнесении ротовых звуков воздушная струя не может попасть в носовой резонатор.

Ринофония может быть функциональной, когда нет изменений твердого и мягкого неба. Например, она может появиться после удаления аденоидов, у детей с вялой артикуляцией.

Органическая ринофония бывает или врожденной (когда есть врожденное расщепление мягкого или твердого нёба) или приобретенной (например, когда произошла перфорация мягкого и твердого нёба или при их параличе).

Что делать, если вы заметили такой «носовой» оттенок в речи ребенка? Срочно идти к отоларингологу. Необходимо исключить органическую причину такого звучания речи. Могу сказать, что иногда родители и врачи не сразу обращают внимание на эту особенность голоса ребенка, и только впоследствии, иногда уже в школе, выясняется, что у ребенка дефект мягкого нёба.

Врач определит состояние мягкого и твердого нёба, исключит аденоидные разрастания и порезы, назначит лечение.

Если необходима операция по устранению расщелины мягкого и/или твердого нёба, ее желательно делать с первого года жизни, тогда создаются хорошие предпосылки для нормального развития речи (обычно делается такая операция до 5 года). Чем позже сделана уранопластика, тем сложнее будет преодолеть привычку патологического произнесения звуков.

Очень важный совет, дорогие родители – занятия с логопедом надо начинать еще до операции (особенно если ребенок старше 3-4 лет) и продолжать сразу же после выписки из больницы (как правило, через 15-20 дней).

Логопед подготовит активность мягкого нёба, нормализует дыхательную и мышечную деятельность органов артикуляции, а после операции с помощью специальных упражнений и массажа поможет устранить патологические изменения в функционировании речевых органов. Важно помнить, что логопедическая помощь при ринофонии весьма эффективна, однако сначала необходима консультация ЛОР-врача.

Подробнее о ринолалии читайте в моей статье в рубрике Нарушение голоса — Ринолалия, подготовительные и восстановительные упражнения можно посмотреть в видеоуроках.

Наталья Игоревна Кулакова

Логопед-дефектолог

Почему ребенок говорит в нос, но насморка и соплей нет, чем лечить?

Довольно часто родители замечают, что их ребенок гундосит без соплей. При возникновении данной проблемы малыши начинают дышать только через рот, так как при носовом дыхании слышится бульканье и сильный свист. Если ребенок разговаривает в нос, необходимо немедленно разобраться с причинами появления этой проблемы и заняться лечением малыша.

Причины

Надо обязательно разобраться с причинами появления гнусавости. Существует несколько основных причин, из-за которых дети могут гнусавить во время разговора.

Физиологическая форма заложенности у новорожденного

Появление физиологической заложенности у грудничков является нормальным явлением. В первый месяц жизни слизистая начинает привыкать к окружающей среде и у новорожденных может закладывать нос. Поэтому если у ребенка возрастом младше одного года появилась заложенность без каких-либо других симптомов, то переживать не нужно.

Серьезные травмы

Часто гнусавость у ребенка появляется после повреждений носовой перегородки. Такой вид травм считается одним из наиболее распространенных среди малышей. Чаще остальных нос травмируют мальчишки в возрасте от шести до десяти лет. При появлении серьезных повреждений носовой перегородки надо немедленно обратиться к врачу, чтобы он выбрал наилучший метод лечения.

Деформация перегородки носа

Не секрет, что у детей хрящевая перегородка хрупкая и поэтому она легко травмируется и деформируется. Чаще всего с такими деформациями сталкиваются дети до десяти лет, так как именно до такого возраста длится формирование перегородки. Сначала незначительные искривления никак не проявляются. Однако со временем у малышей появляется отечность слизистой, заложенность носовых ходов, ухудшение дыхания, гнусавость и храп.

Врожденные аномалии

Намного реже малыши говорят в нос из-за врожденных аномалий носика. При появлении такой проблемы у ребенка ухудшается дыхание ночью и в носовой полости начинает скапливаться слизь. Со временем может развиться серьезная заложенность и малыш сможет дышать только через рот. Если врожденная аномалия была диагностирована у ребенка до пяти месяцев, то надо срочно обратиться в больницу. Дело в том, что новорожденные не могут дышать ртом и из-за этого может наступить удушье.

Ринит

Часто люди начинают говорить в нос из-за того, что у них активно развивается ринит. У малышей может появиться две разновидности этого заболевания:

  • Задний. Эту форму болезни принято называть ринофарингитом. При появлении болезни у больного появляется гнусавость, покраснения на небе, легкие покалывания и жжения носоглотки. Некоторые пациенты жалуются на боль в лимфатических и шейных узлах.
  • Медикаментозный. Медикаментозная форма болезни появляется после длительного использования средств для сужения сосудов. При появлении такого ринита слизистая оболочка носоглотки отекает и воспаляется. Заболевание проявляется повышенным слезоотделением, ухудшением обоняния и зудом в ноздрях.

Лечение

Если малыш гнусавит, надо немедленно заняться его лечением. Часто для этого используются медикаментозные препараты, выпускаемые в форме капель или спрея.

Прежде чем лечить ребенка, следует ознакомиться с наиболее эффективными препаратами.

Назол Кидс

Когда заложен нос, а насморка нет, можно пройти курс лечения каплями или спреем Назол Кидс. Назальный препарат изготовлен из гидрохлорида фенилэфрина, который убирает отеки в придаточных пазухах и прочищает носовые ходы. Назол Кидс можно непрерывно использовать 2-3 недели, так как он не вызывает привыкания и не может повредить слизистую.

Перед тем как приступить к лечению препаратом Назол Кидс, надо ознакомиться с его противопоказаниями. Нельзя использовать данный назальный препарат людям с почечной недостаточностью и тиреотоксикозом. Также его нельзя давать детям младше двух лет, так как из-за этого у них может появиться раздражительность, головокружения, аритмия и проблемы со сном.

Чтобы у детей не появлялось побочных действий, во время лечения надо использовать правильные дозировки. При применении спрея Назол Кидс проводить впрыскивания следует каждый день по три раза. Во время проведения процедуры надо аккуратно запрокинуть голову малыша назад, чтобы препарат лучше проникал в носовые ходы.

Биопарокс

Устранить заложенность и избавиться от простуды можно при помощи ингаляционного препарата Биопарокс. Изготавливается лекарство из фузафунгина, который обладает бактериостатическими функциями, благодаря которым быстро избавляется от большинства вредных микроорганизмов в полости носа. Также Биопарокс отличается противовоспалительным действием и быстро устраняет очаги воспаления слизистой.

Для лечения младенцев Биопарокс не подходит, так как он противопоказан детям до трех лет. Также данное ингаляционное лекарство нельзя применять людям с аллергией и высокой чувствительностью к фузафунгину. Некоторые пациенты жалуются на побочные эффекты после применения Биопарокса. К ним относятся сильное жжение слизистой, астма, ларингоспазм, кашель и чихание. Реже проявляются аллергические реакции в виде крапивницы, зуда и кожной сыпи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector